B2C – бизнес для потребителя
Бизнес для потребителя – именно так переводится дословно расшифровка аббревиатуры b2c в маркетинге. Данная бизнес-модель предполагает, что компания продает свои услуги или товары напрямую частным лицам. По ней работает множество компаний в самых разных сферах бизнеса. Рассказываем про особенности модели b2c-продаж: особенности сегмента, отличия от модели вида b2c, как построить эффективные продажи, и точно определить свою целевую аудиторию для эффективного продвижения.
Компании модели b2c
По модели b2c работает большинство компаний на рынке. К ним относятся компании, предоставляющие услуги населению, заведения общественного питания, магазины и точки продаж, интернет-магазины и маркетплейсы, реализующие товары или услуги в розницу. Поэтому, если охарактеризовать b2c простыми словами, то это реализация товаров и услуг физическим лицам.
Однако многие компании одновременно работают не только по модели b2c, но и b2b – отличия в том, что они реализуют продукцию не только физлицам, но и юридическим. В этом случае продажи другим компаниям не обязательно оптовые или для перепродажи – компании могут закупать продукт или услуг для собственных нужд.
Продажи b2c – особенности
Работающие в сегменте b2c компании имеют свои особенности, и в этом легко убедиться, если рассмотреть бизнес-примеры, чтобы стала очевидной разница с b2b. Рассмотрим особенности данной модели продаж.
Клиент b2c – человек, что определяет разницу в подходах техник продаж. В розничной торговле особое внимание уделяется взаимодействию с аудиторией – оснащение офиса продаж или торговой точки, а при работе онлайн – интернет-витрины.

Если компания имеет сеть магазинов, заведений или офисов, то обычно они оформляются в едином узнаваемом стиле, чтобы они были узнаваемы клиентам, а также проявляют заботу о покупателях и клиентах, предлагая им кофе, прохладительные напитки, и другое.
Расположение точек продаж играет важную роль для модели b2c. Магазины в центральной части города и спальных районах привлекают больше число покупателей. Однако в последнее время это более актуально для товаров первой необходимости и бытовых услуг, поскольку активно развивается торговля через интернет.
Массовый продукт – это основная особенность торговли в b2c. Поскольку покупки совершаются в рознице, производство индивидуального продукта для каждого клиента не выгодно.
Однако ряд компаний сохраняет ориентированность на эксклюзивности своего продукта, или товаров ручной работы, но и у них более узкая целевая аудитория. Компенсация расходов достигается за счет более высокой цены, если нет возможности существенного увеличения продаж.
Эмоциональная составляющая также отыгрывает важную роль при работе с клиентами в b2c. В основе продвижения и рекламы важно использовать эмоциональную окраску, чтобы воздействовать на аудиторию. В b2c сегменте клиенты больше прислушиваются к ощущениям, более восприимчивы к симпатии по отношению к продавцу, и чаще совершают спонтанные покупки.
Продажи через интернет в эпоху цифровизации не обошли стороной и бизнес по модели b2c. Все больше компаний активно используют для розничных продаж интернет – это не только возможность совершения покупки в онлайн, но и продвижение через интернет-рекламу.
Построение продаж в b2c
Как и в любом другом бизнесе, продажи в сегменте b2c важно начинать с четкой стратегии развития и продвижения. Она должна включать в себя четыре основных этапа.

Этап 1. Целевая аудитория.
Эффективность продаж определяется тем, насколько хорошо знаете своего покупателя. Так, для ресторана расположенного в торговом центре, целевой аудиторией являются его посетители, а для магазина зоотоваров – владельцы домашних животных.
Чем лучше компания будет знать своего покупателя, тем выше шансы для запуска максимально эффективной рекламы, приносящей высокие результаты.
Для этого важно составить портрет своего клиента в b2c:
- Наблюдайте за посетителями своего магазина;
- Анализируйте аудиторию конкурентов;
- Общайтесь с покупателями.
От точности составленного портрета зависит, насколько эффективными будут ваши действия на рынке и в продвижении. Поэтому, если возникают трудности на этом пути, то необходимо обратиться к экспертам рынка.
Этап 2. Позиционирование на рынке.
В условиях конкуренции успех обеспечивают себе компании, имеющие свои особенности и преимущества в глазах клиентской аудитории.
Для точного позиционирования на рынке, важно изучать его и конкурентов, знать своего потенциального покупателя, а не сосредотачиваться на получении выгоды и прибыли уже в краткосрочной перспективе.
В этом вам помогут всего два вопроса:
- Сфера деятельности компании?
- В чем ее преимущества перед конкурентами?
Ответы на такие простые вопросы помогут вам сформулировать для своей компании правильное позиционирование на рынке.
Этап 3. Маркетинговая стратегия.
Какие лучше использовать инструменты в рекламе для бизнеса по модели b2c, зависит от аудитории, поставленных целей и величины вашего бизнеса. Для вас будет важно не только привлечь новых покупателей, но и заинтересовать их в повторных покупках.
Эффективными каналами для розничных продаж товаров и услуг являются практически все виды рекламы. В зависимости от бюджета, можете использовать рекламные щиты, раздавать рекламные листовки, продвигать бизнес онлайн через контекстную рекламу и соц. сети.

Этап 4. Сервис и обслуживание.
Возвращаясь к особенностям b2c, напомним про важность эмоциональной составляющей. Ваша задача не только привлечь новых посетителей в свой магазин или салон, а заинтересовать для выхода на целевое действие – покупка или заказ услуги.
Для этого важно уделять внимание сервису и удобству для клиента, и не только розничной точке продаж, но и сайту, если работаете в онлайн. Продавцы и менеджеры должны знать ассортимент товаров, уметь консультировать покупателей, а также важно иметь удобные способы оплаты и доставки.
По статистике, более пятидесяти процентов клиентов уходят к конкурентам, если сталкиваются с низким уровнем обслуживания.
Выводы
Продажа напрямую товаров и услуг конечному потребителю – это b2c. Для данной сферы торговли свойственна реализация товаров массового производства, а важным критерием является расположение розничных магазинов в центральных районах или с плотной жилой застройкой. Для продвижения в сегменте b2c важна эмоциональная составляющая с клиентской аудиторией.