Бриф для клиента
При работе с заказчиками в сфере digital, одним из обязательных документов является бриф. С его помощью специалисты SMM, маркетологи и разработчики могут досконально понять задачу, поставленную клиентом. Бриф используется в рекламной сфере, его создание важно для дизайнера при разработке этикетки, презентации, инфографики и ребрендинга в СММ – на продвижение веб-сайта, и многих других сферах. Документ важен как для крупных компаний, так и при работе с фрилансерами.
Из нашего обзора узнаете, что такое бриф: цели использования, правила составления, и какие стандартные ошибки допускают исполнители при разработке брифа для клиентов.
Бриф – что это и какие цели?
В переводе с английского бриф (brief) переводится как краткий. Этот документ по сути является краткой сводкой, позволяющей исполнителю познакомится со своим клиентом, и поставленной задачей. Если объяснить, что такое бриф простыми словами, то это анкета, включающая ответы на поставленные заказчиком вопросы о компании, поставленной задаче, конкурентах, и многом другом.
Создание брифа одинаково важно для исполнителя и заказчика. С помощью такого простого документа, обе стороны сделки погружаются в задачу, что в результате приводит к максимально высоким результатам сотрудничества.
Именно поэтому эксперты отмечают, что данный документ чаще всего создается еще до подписания договора на оказание услуги. С помощью брифа не только исполнитель получает определенную страховку – в нем фиксируются основные требования, а также с его помощью исполнитель и заказчик лучше узнают друг друга.
Бриф может создаваться как в процессе выбора исполнителя, так и в случае, если заказчик уже подписал договор об оказании услуг с определенным клиентом.

Чаще всего бриф имеет форму анкеты. В ней есть список вопросов, на которые заказчик отвечает. Однако в ряде случаем, более эффективным может быть такое анкетирование при личной встрече или видеосвязи. В этом случае исполнитель получает больше информации.
Также бриф позволяет получить максимально точную стоимость выполнения поставленной задачи. Детальное погружение в нее, позволяет избежать ситуаций, что установленная цена окажется слишком низкой, что может привести к убыткам, но позволяет не установить завышенную, что исключает вероятность неконкурентного предложения.
Несмотря на то, что бриф является анкетированием, он используется для решения самых разных задач. Для примера, бриф важен, даже если компания уже сотрудничает с определенными исполнителями в рамках заключенных договоров, составленные ими брифы позволяют более точно работать над поставленной новой задачей – планируя рекламную кампанию, в продвижении нового продукта, при разработке сайта или приложения, и многое другое.
Ошибки при составлении брифа
Существует ряд распространенных ошибок, допускаемых исполнителями при составлении брифа для заказчика. Из-за этого не получается достичь максимальной эффективности.
Одной из наиболее частых – заказчики путают данный документ с техническим заданием, но разница между брифом и ТЗ огромная. Для начала стоит учитывать разницу в том, что бриф является более свободным по своему содержанию – в нем нет четких параметров на выполняемую задачу, заказчик высказывает в нем свои пожелания. А вот ТЗ является строгим документом, в котором прописываются основные параметры задачи, и составляется документ исполнителем.
Также среди основных ошибок при составлении брифа выделим:
Шаблонный подход. Индивидуальный подход при создании брифа – основное правило. Нередко исполнители используют стандартный шаблон, не особо вдаваясь в тонкости специфики клиентского бизнеса. Такой подход не только не позволит самому погрузиться в задачу, но и шаблонность заметна клиентам.
Именно поэтому важно использовать индивидуальный подход к созданию брифа. Ознакомьтесь с вебсайтом и получите максимум информации о компании, задавайте вопросы, если что-либо непонятно.
Также это показывает клиенту, что вы ответственные в работе. Для вас бриф станет источником максимально полезной информации, позволяющей полностью погрузиться в задачу.
Бриф, как обязательный атрибут. Нередко исполнители отправляют своим клиентам бриф только потому, что “так принято”. Бывают и ситуации, что составляется грамотно бриф, но поскольку он был отправлен “для галочки”, исполнитель не использует его в работе над задачей, упуская полученную от клиента важную и полезную информацию.
Оформление брифа. Визуальная привлекательность брифа – важна, но главное условие – простота и удобство заполнения для клиента. Если бриф составлен грамотно, то не имеет принципиального значения его оформление.
Как составить бриф
При составлении брифа важным является соблюдение структуры документа. Это позволяет не только получить максимум полезной для себя информации, но и сделать его заметным для клиента.

Шапка. Начальный раздел документа позволяет обозначить его среди множества других. Это особенно актуально, если у вас много клиентов, сделав работу системной.
В шапке указывается: наименование компании заказчика, контактные данные, включая ФИО, при наличии сайт, а также дата заполнения.
Информация о компании. В этом блоке заказчик заполняет полное наименование компании и описание основных продуктов или услуг. На основе этой информации, не составит труда через поиск в интернете получить максимальную сопутствующую информацию о заказчике.
Конкуренты. Этот раздел будет максимально полезным, если клиент не только владеет информацией о конкурентах, но анализирует информацию по ним.
В данном блоке брифа задаются такие вопросы: наименование компании конкурента, указываются преимущества и недостатки, прямые ссылки на ресурсы – сайт.
Целевая аудитория. Задача для исполнителя, на основе брифа получить максимум информации о покупателях компании клиента, а получаются эти данные на основе маркетингового анализа заказчиком.
Задача исполнителя – провести анализ полученной информации, чтобы максимально эффективно использовать ее при оказании своей услуги.
Данные о задаче. Без преувеличения, это наиболее важный раздел брифа. Перечень вопросов нем зависят от специфики заказываемой услуги, а также поставленных задачах клиентом.
Не существует единых шаблонов вопросов для данного раздела брифа. Ваша задача продумать, ответы на какие вопросы помогут вам полностью погрузиться в задачу, чтобы не только разработать максимально точное ТЗ, но и предусмотреть все возможные возражения клиента по факту выполненной работы. В начале нашего обзора мы уже упомянули, что бриф для исполнителя является своеобразной страховкой.
Дополнительные данные. Работая над любым проектом, может потребоваться дополнительная информация, позволяющая не только повысить качество результата, но и значительно облегчить процесс. Здесь также нет стандартного перечня того, о чем нужно спросить клиента. Основываясь на опыте работы, предугадывая, каких данные позволяют вам повысить свою продуктивность, и более четко сформулировать поставленную задачу.
Выводы
Неотъемлемым атрибутом работы в сфере оказания услуг, особенно digital, является бриф – опросник или анкетирование клиента. Важно помнить что это не техническое задание, составить которое будет гораздо проще на основе ответов клиента в брифе.
Несмотря на стандартную структуру брифа, важно не использовать шаблоны. Составляйте анкету индивидуально под каждого клиента, чтобы не только повысить эффективность работы, но продемонстрировать клиенту свою заинтересованность, даже еще до подписания договора.
Не забывайте, что бриф нужен не только исполнителю – более точная формулировка поставленной задачи, максимально понятная. Ваши клиенты также заинтересованы в этом – отвечая на вопросы, они точно формулируют цели, не упуская важные детали еще на этапе формирования задачи, а не процессе ее реализации.