Гайдлайн
Детальные правила использования элементов фирменного стиля компании или бренда прописываются в гайдлайне. Наименование документа в переводе с английского четко описывает, как именно он применяется на практике – ориентир по использованию атрибутики: логотипа, цветов, шрифта. Из нашей статьи узнаете, для чего нужны гайдлайны, какая структура документа, и что нужно учитывать при его создании.
Гайдлайн простыми словами
Наряду с гайдлайнами, большинство крупных компаний используют также логобук и брендбук. Все эти три документа имеют принципиальные отличия, а если расположить их на лестнице в иерархии, то гайдлайн занимает вторую позицию.
Самым масштабным документом, является брендбук, а гайдлайн является его составной частью, но и может быть отдельным самостоятельным техническим документом. Особенность брендбука в том, что в нем собрана не только техническая информация по использованию айдентики компании или бренда, но и его история, ценности, и многое другое, что имеет непосредственное отношение к бренду, и регулирует правила применения его элементов.
Гайдлайн – это техническая документация, инструкция, как использовать элементы визуального стиля бренда: шрифт (вид и размер), логотип, сочетание корпоративных цветов в оформлении, как оформляются страницы вебсайта, соцсети, в рекламе, и другое.

При этом логобук – это инструкция по использованию логотипа бренда или компании. В нем точно прописаны пропорции элементов логотипа, допустимые варианты использования цветов и формы. Это может быть как самостоятельный документ, так и являться частью гайдлайна.
Для чего используется гайдлайн
Использование гайдлайна позволяет бизнесу решать несколько задач, и приносит практические результаты, поскольку унифицируется используемая стилистика бренда компании. При наличии гайдлайна, ему должны следовать не только внутри компании, но и партнеры, что позволяет избежать ситуации, что логотип бренда используется неверно.
- Формируется единая корпоративная стилистика;
- Бренд визуально отстраивается от конкурентов;
- При открытии франшизы поддерживается общая концепция.
Четко прописанный гайдлайн также полезен при разработке новой концепции бренда, и даже в случае проведения ребрендинга. В качестве примера использования гайдлайна в ребрендинге, приведем пример компании t2 – несмотря на смену названия, стилистики и шрифта, компании удалось сохранить преемственность с ранее используемым брендом на уровне элементов айдентики.
Среди преимуществ выделим:
- Наличие общих правил позволяет упростить работу с партнерами – они работают по готовому стандарту при подготовке рекламы, полиграфической продукции, изготовление мерча и многое другое.
- При подготовке контента и рекламы экономится время и ресурсы, поскольку используется уже готовая стилистика используемого шрифта, отступов, и нет необходимости переделывать работу, если следовать точным рекомендациям.
- Узнаваемость бренда и лояльность к нему повышаются, поскольку на любом уровне взаимодействия с компанией, аудитория видит единый стандарт от логотипа до используемых шрифтов, сочетание цветовой палитры.
Ошибочно полагать, что гайдлайн это исключительно про крупный бизнес. Малому и среднему также рекомендуется использовать гайдлайны, поскольку они необходимы для разработки сайта, изготовления визиток и мерча.
Гайдлайн – виды и форматы
Любой гайдлайн может быть выполнен в одном из двух основных видов.
- Самый распространенный – технический. Он содержит исключительно технические характеристики по использованию айдентики бренда или компании.
- Коммуникационный рекомендован компаниям на конкурентном рынке. Кроме технических аспектов оформления, в нем содержатся смысловые рекомендации по оформлению бренда, что позволяет больше выделиться на фоне конкурентов.
Любой гайдлайн может выпускаться в печатном виде, PDF или презентация. Преимущество цифровой версии в том, что его проще использовать – достаточно переслать партнерам, и даже разместить на официальном сайте.
Структура создания гайдлайна
Независимо от сферы деятельности компании, гайдлайн по фирменному стилю имеет логическую структуру. Иногда ряд элементов могут отсутствовать, что связано с особенностями применения документа.
Преамбула – это информационный блок в начале гайдлайна, и не является обязательным элементом. Во введении компания может кратко рассказать о своих корпоративных ценностях, миссии на рынке, конкурентных преимуществах.
Логотип. Этот блок включает подробную информацию по структуре логотипа – размеры и соотношения, правила использования, допустимый фон. В этом разделе также важно прописать ошибки при использовании логотипа, запрещенные правообладателем.

Палитра цветов. Подробное описание используемых в корпоративной символике цветов, с указанием их наименования, допустимые варианты сочетания.
Шрифт. Большинство компаний используют только определенные шрифты в рекламе, на сайте, а также в различной сувенирной и информационной продукции. Правила использования прописываются в гайдлайне.
Другие элементы дизайна. Если бренд имеет дополнительные дизайнерские элементы оформления, то их использование должно быть также прописано в гайдлайне. Речь идет про узоры, фоны, и любые другие второстепенные элементы оформления, но также являющиеся частью айдентики.
Брендирование. На примерах компании важно показать и рассказать, как использовать фирменный стиль при оформлении – в рекламе, униформе, сувенирной продукции, и многое другое. Отдельно прописывается использование бренда на цифровых носителях.
Интерьер. Правила использования фирменного стиля при оформлении офиса, точки продаж, магазина. Здесь размещается описание допустимых принципов использования бренда на вывесках, оформление помещений, и другое.
Документы. Использование фирменной символики используется также в деловой документации, и гайдлайн также прописывает правила оформления. Этот раздел может быть только для внутреннего пользования, если не подразумевается использование фирменного стиля партнерами или по договору франшизы.
Создание гайдлайна
Чаще всего разработка гайдлайна выполняется дизайнерским или креативным агентством, разрабатывающим логотип и корпоративную символику для бренда или компании.
Если у вашей компании нет гайдлайна, то его можно не только разработать собственными силами. Для этого потребуются дизайнерские навыки – если в штате у вас нет такого специалиста, то можно привлечь его на аутсорсинге, и даже заказать на фрилансе.

Стоимость создания гайдлайна напрямую зависит от сложности задания. Примерная стоимость может составлять от десяти тысяч рублей, но может составить и несколько сотен тысяч.
При разработке гайдлайна рекомендуется:
Акцент на иллюстрациях – максимально используйте графические примеры использования логотипа и фирменного стиля, а также указывайте только ключевые данные.
Простое описание – с гайдлайнами предстоит работать широкому кругу пользователей, многие из которых не имеют технического образования. Вся информация должна быть изложена простым и понятными языком, без сложной технической терминологии.
Больше возможностей – не рекомендуется устанавливать слишком жесткие рамки по использованию фирменного стиля. Важно учитывать основные элементы и их применение, что позволит выделить бренд или логотип на фоне конкурентов.