Конкурентный анализ
Изучение основных показателей конкурентов рынка, среди которых характеристики товаров, ценовая политика, ассортимент продукции, показатели прибыльности, это анализ конкурентов. Владение такой информацией, позволяет сделать свой бизнес эффективнее – возможность не только не уступать по предложениям, но и учитывать просчеты конкурентов. Расскажем детально про конкурентный анализ рынка, как какие методы максимально эффективны, как провести исследование и применять его результаты.
Анализ конкурентов – для чего нужен
Эффективное развитие невозможно, если бизнес не обладает полнотой данных о сложившейся ситуации на рынке. В условиях жесткой рыночной конкуренции – конкурентный анализ становится стратегическим элементом планирования. Так компания выявляет недостатки в деятельности бизнеса, перспективы роста, основываясь на правильных управленческих решениях.
Главная цель конкурентного анализа – получение точной и актуальной информации о конкурентах, состоянии рынка, и собственных позициях компании. Это позволяет выявить или сформировать конкурентные преимущества, выработать стратегию, соответствующую текущим рыночным условиям. Цели стратегического конкурентного анализа включают оценку потенциальных рисков и возможностей, улучшение позиционирования компании.
Конкурентный анализ бизнеса базируется на системном подходе к изучению рыночной ситуации. Он включает анализ конкурентных стратегий, товаров конкурентов, их деятельности.
Этапы и методы конкурентного анализа
Процесс конкурентного анализа обычно включает в себя следующие этапы:
- Формулировка целей анализа;
- Идентификация конкурентов;
- Сбор и систематизация данных;
- Анализ конкурентных позиций;
- Сравнительный анализ собранных данных о конкурентах.
Результатом станет выработка стратегии, подкрепленная полученными данными в ходе исследования.

Важно учитывать, что этапы анализа универсальны и могут адаптироваться к различным отраслям и масштабам бизнеса. Методики конкурентного анализа применяются в зависимости от специфики, отрасли и задач, стоящих перед организацией.
Так, конкурентный анализ отрасли и рынка позволяет выявить ключевые тенденции и факторы, влияющие на развитие компании. Конкурентный анализ рынка в этом случае включает изучение потребительского спроса, динамики цен, уровня насыщенности и барьеров входа на него.
В свою очередь анализ конкурентной среды – это основа конкурентного и стратегического анализа рынка. С его помощью определяются стратегические приоритеты, формируются адаптивные модели бизнеса.
Конкурентный маркетинговый анализ охватывает анализ маркетинговой активности конкурентов, каналов продвижения, реакции потребителей. Проводя анализ рекламы и веб сайтов конкурентов позволяет оценить эффективность онлайн-присутствия, найти лучшие практики конкурентного продвижение.
Ключевым элементом исследования конкурентного анализа, является оценка преимуществ. Он определяет, в чем заключается уникальность компании по сравнению с конкурентами, и особенно важен анализ для предприятия производственного и b2b-секторов – для них важны такие конкурентные факторы как себестоимость, качество продукта и логистика.
Для выявления плюсов и минусов конкретного товара или услуги по сравнению с конкурентами, применяется анализ по продукту– позволяет улучшить собственные предложения, усилить их привлекательность для потенциальной аудитории, в сравнении с конкурентными.
Как сделать конкурентный анализ
Многие компании задаются вопросом: как провести и применять полученные результаты анализа по деятельности конкурентов? Первым этапом станет выработка плана конкурентного анализа – важно определить не только задачи, но и желаемые результаты.

Определите методы проводимого анализа конкурентов. Чаще всего применяя сравнительный метод, он простой, не требует глубоких маркетинговых знаний, и ориентирован на решение большинства поставленных анализом задач. Другие инструменты (SWOT, анализ пяти сил Портера) применяются для более глубокой аналитики конкурентной среды. Они требуют знаний и времени, но в результате получаете максимально полную картину.
Выберите критерии оценки – отличаются, в зависимости от целей анализа. Так, если необходимо изучить продукт, то ориентирами станут ценовая политика, ассортимент, промоакции, позиционирование продукта, каналы сбыта, характеристики, и даже упаковка.
Список конкурентов. В этом вам помогут карты, справочники, соцсети, поиск через интернет, данные из рейтингов компаний и опросов потребителей. Всех конкурентов необходимо разделить на категории:
- Прямые – предлагают аналогичный товар или услугу;
- Вторичные – ориентированы на ваш сегмент аудитории, но предлагают другой продукт;
- Косвенные – другой товар закрывает потребность клиента.
Частой ошибкой при проведении конкурентного анализа, исследование проводится только по прямым конкурентам – это не всегда оправдано. Рекомендуется поставить себя на место покупателя, и посмотреть его глазами не только на ваше, но и другие предложения рынка.
Аналитика данных. Необходимо не только собрать, но сравнить конкурентную информацию с деятельностью своего бизнеса.
Составить отчет. Для наглядного анализа, важно использовать диаграммы, таблицы, графики. В отчете обязательно формулировать выводы, а также рекомендации по использованию полученной аналитики. Это позволит в кратчайшие сроки и максимально эффективно каждому ответственному отделу решения о запуске новых рекламных кампаний, скорректировать позиционирование продукта и ценовую политику, разрабатывать новые продукты и услуги для своей клиентской аудитории.
Выводы
Изучая основные характеристики и показатели деятельности конкурентов, компания вырабатывает правильную стратегию развития и продвижения. Это не только позволит улучшить позиции, но и сохранить лидерство.
Основная цель проведения анализа по конкурентам – определить позицию компании на рынке, с целью выявления и устранения недостатков в стратегии, улучшить позиционирование, используя наработанные и действенные методы.