Маркировка звонков для бизнеса
Для компаний и организаций, и даже для ИП в России, законом введена с 1 сентября 2025 года обязательная маркировка телефонных звонков новыми нормами ФЗ о связи. Данное нововведение означает на практике, что теперь действует правило обязательной маркировки всех бизнес-звонков специальной меткой, указывающей на принадлежность телефонного номера, а за несоблюдение предусмотрены штрафы. Из нашей статьи узнаете, как работает и стоимость маркировки звонков, какие штрафы предусмотрены за отсутствие маркировки, и как подключить услугу.
Для чего нужна маркировка?
Проблема телефонного спама и мошенничеств стала максимально острой в последние годы. Несмотря на внедрение операторами автоблокировки спама, недобросовестные компании и мошенники находят все новые, и новые способы обойти защиту на сетях связи.
Полностью оградить себя от нежелательных собеседников, можно не отвечая на входящие звонки с незнакомых номеров. Однако это нереально для большинства пользователей, поскольку можно пропустить важный звонок из доставки, поликлиники, по работе, и другие.
Обязательная маркировка исходящих звонков для юр лиц – это действенный способ решить проблему. Если компания звонит клиенту, то с маркировкой он точно не пропустит важный для себя звонок – на экране телефона кроме номера отображается название организации, а также дополнительная информация.
Ответственность за отсутствие маркировки
Важно отметить, что прямой ответственности за отсутствие маркировки коммерческих звонков нет. Однако не стоит забывать, что предусмотрена ответственность административная – за рекламный спам.

Так, абоненты любого оператора могут жаловаться на звонки без маркировки. Это значит, что за звонки без маркировки можно получить штраф, согласно предусмотренной ответственности по КоАП России.
- От 20 до 100 тыс руб. – должностные лица компаний и ИП;
- От 300 тыс до 1 млн руб. – юридические лица.
Не стоит также забывать и про репутационные риски. Все больше компаний, включая малый бизнес и ИП, используют маркировку. Это позволяет им значительно повышать конверсию звонков – по статистике, количество принятых звонков по рекламным обзвонам увеличивается более чем вдвое, если при входящем вызове клиент видит маркировку. Не требуется маркировка звонков для частных звонков.
Получается, что маркировка является обязательной. При этом не важно, с какого телефона выполняется коммерческий звонок. Действие закона распространяется на мобильные телефоны, городские, а также осуществляемые через колл-центр.
На практике, по состоянию на конец 2005 года, обязательная маркировка не работает в полной мере. Этому способствует то, что услуга является платной для бизнеса, а санкции за игнорирование не предусмотрены. Не исключено, что в ближайшее время будут приняты законодательные изменения в этой части ФЗ, и совершать коммерческие звонки без маркировки станет невозможно.
Как работает маркировка
Для маркировки звонков используются различные технические средства на стороне оператора – единой схемы реализации нет. При этом важно понимать, что работа маркировки зависит не только от оборудования на стороне оператора, но и от используемого телефона у принимающего звонок.
Корректно отображается маркировка на всех современных смартфонах при использовании на сети оператора VoLTE. Маркировка не отображается:
- При отключении на стороне абонента VoLTE;
- При звонках в сети 2G и 3G на стороне клиента.
Отметим, что система оператора фиксирует, отображается ли маркировка на вызываемом номере. Для соблюдения требования законодательства, для последующих звонков на эти номера будут предложены альтернативы маркировки по SMS или USSD.

Не отображается маркировка и в случае, если телефонный номер сохранен в контактах у клиента – вместо маркировки, будет указано сохраненное имя в записной книжке. А вот использование антиопределителя не влияет на доступность маркировки – этикетка будет отображена у вызываемого абонента.
Что указывается в маркировке звонков
Маркировка звонков юридических лиц включает два основных элемента:
- Наименование компании, организации или ИП;
- Категория вызова – сфере деятельности компании.
В качестве примера, можно назвать маркировку звонков условной компании “ООО Ромашка”, оказывающей услуги в сфере недвижимости. При звонке с маркировкой на экране будет отображено название компании, а также категория вызова.
Стоит учитывать, что на сегодня операторы предлагают выбор из более чем тридцати категорий. Они охватывают все сферы, от автосервиса до соц службы. Также маркировка должна включать не более 32 символов.
Если компания использует несколько номеров для звонков клиентам, то можно использовать как единую маркировку для всех из них, так и сделать отдельные для каждого. Независимо от используемого оператора, маркировка будет отображаться и при звонках на другие сети в рамках большой пятерки операторов.
Стоимость маркировки звонков
Сама идея маркировки коммерческих звонков, появилась задолго до изменений в законодательстве, сделавших ее обязательной. Так, одним из первых операторов, активно продвигающих услугу на рынке, стала компания “билайн”, а теперь маркировка звонков доступна на МТС, МегаФоне и т2 (Теле2).

Однако после вступления изменений в ФЗ, услуга стала доступна у всех основных операторов, и в первый месяц даже предоставлялась бесплатно. Теперь новые подключения выполняются по стандартным тарифам:
- Услуга билайн “Этикетка”: внутри сети оператора 0,24 руб. за каждый звонок и 0,25 руб. на другие сети, или 25 руб. в месяц в рамках корпоративных тарифов;
- Услуга МегаФон “Визитка”: 30 руб. в месяц, 0,3 руб. за каждый показ маркировки;
- Услуга МТС “Авторизованный вызов”: 0,25 руб. за каждый звонок на МТС и МегаФон и 0,24 руб. на билайн;
- Услуга “Маркировка вызовов” t2: 30 руб. в месяц, плюс 0,3 руб. за каждый показ маркировки для клиентов m2m.
Стоит учесть, что заключить договор на услугу можно и в случае, если используется для коммерческих звонков номер другого оператора.
Не стоит забывать, что указанные тарифы являются общедоступными, раскрытыми на сайтах операторов связи. Конечная стоимость зависит и от числа номеров, на которые подключается маркировка. Поэтому важно уточнить у оператора действующие для вас тарифы с учетом индивидуальных условий и возможных скидок.
Как подключить маркировку звонков
Чтобы сделать маркировку телефонных звонков, необходимо заключить с выбранным оператором договор на оказание услуги. Для этого потребуется:
- Предоставить оператору список используемых для коммерческих звонков номеров;
- Предоставить оператору данные о компании или ИП, включая коммерческое обозначение;
- Указать категорию, согласно данным из ОКВЭД;
- Выбрать текст, отображаемый на экране при совершении коммерческих звонков.
Стоит учитывать, что данные для маркировки строго регламентируются. Маркировка должна быть краткой и понятной – общая длина не может превышать 32 символа. Если будет использоваться торговое наименование или бренд, потребуется предоставить документ на право владения.
Выводы
Теперь в России является обязательной маркировка коммерческих звонков – на экране вызываемого абонента отображается организация и категория вызова. Такое требование призвано оградить граждан от нежелательных звонков.
Законодательно пока не предусмотрено штрафов за отказ от использования маркировки звонков. Однако при несоблюдении нового требования, компания может быть привлечена к ответственности за рекламный спам.
Стоит учитывать, что использование маркировки не освобождает от необходимости получения от клиентской аудитории согласия на коммуникацию.