Релевантность поискового запроса
Для любого сайта в интернете важно обеспечить релевантность размещенного контента на страницах поисковым запросам пользователей. Без этого даже качественный контент не найдет своего читателя, поскольку он не будет выдаваться на страницах поисковых систем. Из нашей статьи узнаете, как работает релевантность простыми словами: что означает текстовая и семантическая релевантность, как проверить для страниц вашего сайта, и как повысить показатель.
Релевантность – что значит
Каждый из нас при поиске информации через интернет использует поисковые системы. Достаточно ввести фразу, что именно интересует, и уже через несколько секунд отобразится список сайтов, со ссылками на интересующую информацию.
Релевантность – это соответствие контенту на сайтах введенному запросу. Чем выше показатель, тем выше в поисковой выдаче отображается страница сайта.
Для маркетинга релевантность максимально важный показатель. По статистике, большинство пользователей редко переходят на вторую и последующие страницы выдачи по их запросу. Это означает, если ваш сайт не отобразится в числе первых, то размещенный на нем контент мало соответствует тому, что ищут клиенты.
Суть поисковой выдачи заключается в том, что система не просто находит информацию по запросу, а максимально полезную для пользователей. Ранжирование релевантности основывается и на том, как пользователи взаимодействуют с сайтами – какие результаты поиска выбирают чаще, сколько времени проводят до возвращения к поиску.
Именно поэтому при анализе релевантности своего сайта, важно учитывать, что поисковики не просто ищут информацию по запросу, а пытаются найти решение проблемы пользователя. Именно поэтому наиболее активно посещаемые страницы по тематике запроса всегда оказываются первыми в списке.

Стоит учитывать, что поисковые системы для релевантности выдачи учитывают и оптимизацию самих сайтов. Для примера, Google ниже ранжирует веб сайты, если они не используют протокол https, а также непопулярные сайты.
Релевантность – на какие виды делится?
Любой контент в сети интернет делится на три основных вида релевантности поисковым запросам. Поэтому если решили провести анализ релевантности страниц своего сайта поисковым запросам, важно выбрать правильное решение, отвечающее поставленной задаче.
Формальная – определяется исключительно на основе робота, анализирующего страницы в интернете.
Содержательная релевантность определяется специалистом асессором – в этом случае уже не робот, а человек, посещает и анализирует сайт, насколько он соответствует поисковому запросу.
Пертинентная релевантность определяется непосредственно пользователями интернета – работает на простом алгоритме поведенческих факторов: если посетители заходят на сайт и не возвращаются в поисковую систему, значит он отвечает их запросу.
Стоит учесть, что все поисковые системы персонализируют поиск под привычки пользователя, учитывая часто посещаемые им ресурсы. Проверить как это работает просто – введите поисковую фразу в браузере, а после этого на вкладке в режиме инкогнито. Результаты будут существенно отличаться.
Что влияет на релевантность сайта?
Зная, как формируется релевантность поисковой выдачи, важно учитывать, как на этот показатель оказывают влияния владельцы ресурсов. Однако важно помнить простую истину – релевантность всегда зависит от качества размещаемого контента, и он должен отвечать трем требованиям:
- Быть полезным;
- Быть интересным;
- Быть развернутым;
- Быть уникальным.
Немаловажным показателем релевантного контента, является его структурированность, а также естественные показатели заспамленности и воды. Если контент не соответствует данным требованиям, то это влияет на репутацию вебсайта, а соответственно на доверие пользователей и поисковых систем, что приводит к низким значениям релевантности.
Именно поэтому в маркетинге важен грамотный подход к SEO оптимизации. Для повышения релевантности важно правильно выбирать ключевые слова для размещаемого контента, равномерно распределяя их по тексту, пользоваться внутренней и внешней перелинковкой страниц – логически обосновано добавлять ссылки на другие страницы своего сайта или на внешние ресурсы при необходимости. На коэффициент релевантности влияют внутренние, внешние и поведенческие факторы. Разберем все их детально.
К внутренним факторам вашего ресурса, влияющих на релевантность, относятся не только используемые мета-теги, заголовки и ключевые слова в текстах и объявлениях.
- URL должен быть человекопонятным;
- Структура материала разбита на подзаголовки;
- Изображения с атрибутами alt, включая ключевые слова;
- Отсутствие ошибок и неработающих ссылок.
Отдельное внимание стоит уделить ключевым словам и фразам. Он и не просто должны соответствовать ключевым запросам пользователей, но и правильно использоваться. Не нужно перегружать текст десятками или сотнями ключевых слов/фраз, а отобрать действительно важные, чтобы естественно разместить их в тексте. Размещать их можно, и стоит не только в тексте, но также в alt и мета-тегах.

К внешним факторам, влияющим на высокую релевантность, является популярность вашего сайта на сторонних ресурсах. Отличным результатом станет то, что на материал вашего сайта часто и много ссылаются не только на других сайтах, но и простые пользователи размещают ссылки на личных страницах в социальных сетях, пересылают через мессенджеры.
Если говорить про сайты, ссылающиеся на ваши публикации, то важно учитывать, чтобы они соответствовали тематике вашего ресурса. Также такие сайты должны иметь высокий рейтинг не только среди пользователей, но и высоко ранжироваться в поисковых системах.
Немаловажным для высокой релевантности, является формирование поведенческого фактора, и это не только про количество посетителей. Важно, чтобы контент был интересным для пользователей, перейдя на него они взаимодействовали с ним, переходили на другие страницы (для этого и используется перелинковка, как дополнительный стимул), а также важно обеспечить то, чтобы посетители вашего сайта возвращались на него.
Как рассчитывают релевантность Google и Яндекс
Алгоритмы самых популярных поисковых систем схожи, но мало изучены, поскольку далеко не вся информация в открытом доступе. Обе поисковые системы полагаются на описанные выше параметры релевантности, при подборе страниц для выдачи в поиске ориентируются не только на популярность сайта, но и на его оптимизацию.
Определить, как работают алгоритмы этих систем, можно на основе простого теста. Достаточно ввести любой поисковый запрос, чтобы сравнить полученные результаты.
Так, Яндекс всегда на более высокие позиции ставит ссылки на собственные ресурсы, среди которых Яндекс Кью, а также ранее принадлежащий Яндексу Дзен.
Аналогично работает алгоритм Google, но менее агрессивно. Созданный на основе ИИ контент ведет на страницы, имеющие максимальную релевантность, и именно на их основе создается обобщенный ответ на запрос. Всегда в поиске Google выдает ссылки на YouTube, если они помогают пользователю получить ответ на свой вопрос или решить проблему.
Выводы
Релевантность любого веб сайта неразрывно связана с грамотной SEO-оптимизацией. Простыми словами это значит, что контент должен не просто соответствовать тематике, но и быть полезным и интересным для пользователей.
Кроме внутренней оптимизации страниц, важно учитывать внешние и поведенческие факторы, влияющие на релевантность. Задача не просто вывести ресурс на верхние строчки поисковой выдачи, но и работать над тем, чтобы пользователи больше времени проводили на нашем ресурсе, делились ссылками, а также возвращались на ваш сайт.