14 января 2024

Целевая аудитория

Для повышения уровня продаж компании любой сферы бизнеса, важно сформировать портрет целевой аудитории, чтобы соответствовать потребностям клиентов, и грамотно выбирать подходы в маркетинге. Правильно акцентировать внимание при создании продуктов и услуг, интересных пользователям, достигая результативности в развитии бизнеса, помогает анализ целевой аудитории.

Целевая аудитория – что это?

Группу клиентов, интересующихся определенными продуктами, называют целевой аудиторией. Они могут различаться по ряду критериев – демография, психографика и поведенческие привычки при выборе продуктов и услуг.

Изучение своей основной целевой аудитории и оценка ожиданий и предпочтений, позволяют выстраивать эффективные рекламные кампании и стратегии продвижения на рынке. В результате такой работы, маркетинг станет более эффективным, поскольку реклама отвечает интересам целевой аудитории, заинтересованным максимально в вашем продукте.

Как это помогает бизнесу?

Для выработки правильной стратегии развития, при планировании маркетинговых активностей, важно ориентироваться на максимальный уровень охвата целевой аудитории.

Как знание целевой аудитории помогает бизнесу

Знание ЦА важно:

  • Для повышения эффективности коммуникаций необходимо учитывать соответствие продуктов/услуг поведению целевой аудитории.
  • Точности направленных усилий на более перспективные направления – рекламный бюджет расходуется с максимальной отдачей.
  • Адаптирование продуктовой линейки для соответствия исследованиям целевой аудитории, позволит повысить уровень удовлетворенности, соответствуют требуемым характеристикам целевой аудитории.

Компания, которая знает свою целевую аудиторию, и работает с ней в большем взаимодействии, получает конкурентные преимущества. Продукты, и даже их реклама, соответствуют ожиданиям покупателей, что выгодно выделяет ваш бизнес на рынке.

Виды и сегментация целевой аудитории

Для любой компании ее целевая аудитория классифицируется по нескольким образам.

Основная – потребители товаров/услуг имеющих прямую заинтересованность. Пример: владельцы домашних животных, заинтересованы в покупке зоотоваров.

Косвенная – клиенты, имеющие влияние на принимаемые решения о покупке товара/услуги в отношении других людей определенной группы. Пример целевой аудитории: ветеринары могут рекомендовать своим клиентам определенные позиции от производителя зоотоваров.

Широкая – это категория покупателей, имеющих самые разные потребности, не связанные определенными характеристиками. Пример: широкая ЦА у продавцов электроники – среди клиентов люди разного возраста, часто не имеющие между собой общих интересов.

Узкая – это группа клиентов, объединенная определенными характеристиками. Пример: производителю садового инвентаря важно сфокусировать маркетинг на дачников и садоводов.

Отдельной категорией являются клиенты, заинтересованные в продуктах категории b2b и b2c. Пример: компания занимающаяся оптовыми продажами канцелярии, может иметь среди основных клиентов компании, выполняющие закупки для офисных нужд, так и владельцев магазинов, занимающихся розничными продажами канцелярии.

Определение целевой аудитории

Зная свою целевую аудиторию, компании проще достигать целей – доступны методики построения эффективной стратегии развития, формирование востребованной продуктовой линейки, оптимизация расходов на маркетинг действительно приносящий результат.

Определение целевой аудитории

Достаточно правильно определить свою целевую группу потребителей. Для этого используются следующие инструменты:

Исследование рынка позволяет компании анализировать действия конкурентов и узнавать о потребностях клиентской аудитории. Достаточно получить и структурировать данные о потребностях клиентов – отвечать их запросам, знать о проблемах конкурентов, решив или исключив которые, ваша компания становится лидером.

Анализ имеющихся данных. Даже те данные что есть у вас по клиентской аудитории, позволяют получить информацию по ее особенностям. Сегментируйте массив данных по основным критериям – возраст, география, пол, а также какие прослеживаются интересы и поведенческие факторы.

Портрет аудитории позволяет получить характеристики типов клиентов на основе описания целевой аудитории. Применяйте такие маркеры – демография, что интересует клиента, его потребности и мотивации. Такие портреты помогают поставить себя на место покупателя, чтобы провести анализ, как можно повлиять на клиентские решения о покупке или заказе услуги.

Опросы для определения целевой аудитории открывают для вас данные о предпочтениях и ожиданиях, узнаете, какие проблемы есть в коммуникации и обслуживании. Элементами данного исследования целевой аудитории по определению особенностей, могут быть не только вопросы в рамках классического анкетирования, но и проведение фокус-групп, интервьюирование клиентов.

Сегментирование и портрет ЦА

Для эффективной работы с целевой аудиторией, важно не только узнать ее, но и поделить ее на сегменты. В результате у вас появляется возможность работать с группами потребителей вашего продукта, и более четко направлять маркетинговые активности для их высокой результативности.

Для сегментирования ЦА используется три основных критерия:

Демография. Сегментирования по таким параметрам как половая принадлежность, возрастная группа, уровень доходов, образование, локация.

Психологические и социальные маркеры. Интересы, ценности, образ жизни, и даже характер, позволяют выработать максимально эффективные маркетинговые подходы в стратегии компании.

Поведенческие факторы. Рассмотрев и проанализировав данные истории покупок, частоте обращений, выбираемые марки, предпочтительные способы получения заказа, и даже способов оплаты. Все это помогает определить предпочтения и особенности покупательского поведения.

Важно составить и портрет целевой аудитории. Это даст вам точные представления о потребностях и ожиданиях своих клиентов. Для этого необходимо:

  • Объединить данные, полученные при исследованиях и опросах;
  • Описать характеристики по демографии;
  • Выяснить с какими проблемами сталкиваются клиенты;
  • Составить картину мотивация и целей.

Зная портрет ЦА, можно выстраивать с клиентской аудиторией эмоциональную коммуникацию.

Рассмотрим пример такого портрета. Мужчина, 35 лет, городской житель, высшее образование. Интересуется фитнесом и путешествиями. Цели клиента – здоровый образ жизни, спорт. Он ищет качественные продукты, есть привязанность к определенным торговым маркам.

Дополнительные данные

Выработка эффективной стратегии невозможна без сбора дополнительной информации от своей целевой аудитории. Ведь важно не только ориентироваться на круг своих клиентов, но и иметь каналы для получения и обмена информацией.

Дополнительные данные по целевой аудитории

Анкетирование и опросы для максимально точного анализа аудитории о ее предпочтениях и ожиданиях. Используйте по максимум данные каналы, чтобы получить отзывы о своей компании, данные по конкурентам, узнавайте интересы своего потребителя.

Проводите фокус-группы, чтобы услышать мнение своей клиентской аудитории. Во время таких мероприятий происходит обмен мнениями, участники гораздо глубже узнают друг друга, а вы получаете реальные эмоции относительно ваших продуктов.

Анализ активности в соцсетях ваших клиентов помогает оценивать предпочтения и настроения. Анализируйте, какие комментарии и реакции отправляют клиенты, в каких обсуждения участвуют по тематике, соответствующей вашей продуктовой группе, какими конкурентами интересуются.

Выход на прямой контакт с целевой аудиторией не должен ограничиваться только фактом покупки или оформления заказа. Общайтесь по электронной почте, с помощью телефонной связи, а при возможности организовывайте личные встречи. При общении старайтесь получать максимум данных о клиентском опыте при использовании ваших услуг или продуктов, получая обратную связь.

Все это станет основой для выработки маркетинговой стратегии эффективной, поскольку в ней используются непосредственный клиентский опыт именно вашей ЦА, для определения потребностей и ожиданий.

Выводы

Ваша компания в маркетинге и рекламе ориентируется на определенную группу потребителей – целевую аудиторию. Классификация и сегментирование данной аудитории позволит максимально эффективно планировать стратегию, отвечая ожиданиям и предпочтениям покупателей.

Для достижения максимальной эффективности, важно не только определить ЦА, но постоянно работать с ней. Проводя анкетирование, фокус-группы, анализируя активность в социальных сетях, лучше узнаете потребности клиентов.



Возникли вопросы? Напишите нам!
Введите имя (больше 2 символов).
Укажите ваш контактный номер.
Укажите email.
Введите текст.
Обязательное поле.